В последние годы в нашей стране большую популярность набрала система педагогики имени итальянского врача Марии Монтессори (1870-1952 год). Для того, чтобы разобраться в том, что же это за система, необходимо понять, что именно за личность была Maria Tecla Artemisia Montessori.
Мария Монтессори — психиатр и педиатр
Начать необходимо с того, что Мария получала образование в 19 веке и была первой женщиной, которая поступила в итальянский университет Сапиенца в медицинскую школу. Слово «первая» используется в буквальном смысле, поскольку до неё женщины не получали университетское образование врача.
Выбранная ею специализация (психиатрия и педиатрия) предопределила то, что в дальнейшем она стала работать с детьми. При этом, учитывая специализацию в психиатрии, она работала с так называемыми в то время френастеническими детьми, то есть с теми детьми, которые имеют ту или иную форму умственной отсталости или инвалидности.
Работая как детский психиатр, Мария Монтессори проявила себя как отличный специалист, который по-настоящему переживал за детей. Она была первой в мире женщиной, которая увидела возможность социальной адаптации подобных детей и выступила за создание специальных классов в общеобразовательных школах для детей с особенностями в развитии.
«Метод Монтессори» и его активное рекламное продвижение автором
Отработав психиатром пять лет, Мария Монтессори оставила свою практику в 1901 году и поступила на курс философии в Римском университете, который не окончила. Во время обучения в Римском университете она готовила новые методики. Их целью было применение методик, полученных ей во время работы психиатром, для обучения детей с нормальным развитием.
Результатом разработки метода стали книги «Метод Монтессори» и другие, презентуя которые Мария 20 лет ездила по миру, участвуя в различных конференциях по продвижению своих идей. Благодаря активной рекламе метода у него появилось много сторонников и его стали применять по всему миру. В том числе и современной России.
Метод Марии Монтессори делает акцент на развитии собственных способностей ребёнка и его инициативы путём практических игр
Дети, которые поступают в детский сад, обучающий по системе Монтессори, обучаются через действия. А именно: исследования, манипуляции, упорядочение, повторение, абстракцию и общение. Важно, что метод Монтессори в рамках детского сада подразумевает 2 возрастные группы: 2-2,5 года и 2-6 лет. В этих двух возрастных группах учителя поощряют детей открыто выражать свои эмоции во время исследований и манипулирования различными предметами.
Абстрактные понятия, воображение и творческие способности в рамках метода начинают развивать только у детей старше 6 лет. То есть, фактически, до посещения школы ребёнок не развивает способности, важные для дальнейшей социализации и развития.
Выдающийся специалист, но не педагог — о критике и минусах метода
Несмотря на то, что Мария Монтессори является выдающимся специалистом, педагогом она никогда не была. Российский Философ и педагог Сергей Иосифович Гессен подробно проанализировал метод Монтессори и подверг его заслуженной критике.
В своей книге «Основы Педагогики» он указывает следующие минусы метода:
-
"Изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу".
-
"Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать…"
-
"Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фребель гораздо глубже понимал задачу образования ребенка».
Кстати именно Август Фрёбель, с его немецкой педантичностью и подходом создал первый в мире классический детский сад в 1837 году, задолго до рождения госпожи Монтессори.
Также Гессен утверждал, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. Именно воспитание Человека с большой буквы, а не простое прививание навыков.
Принцип метода Монтессори, по которому ребёнок сам решает, чем он хочет заниматься в конкретное время, а также отрицание активной роли педагога противоречит многовековому опыту образования. Именно поэтому частный детский сад Классическое образование не использует метод Монтессори как основной.
Основная задача детского сада – это воспитание и помощь в дальнейшей социализации, путем правильно организованного принуждения
«Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» писал в своей книге Гессен.
Метод Монтессори утверждает, что ребёнок может выбрать только те области знания, которые его заинтересовали и при этом стать развитой, свободной личностью. Несмотря на достоинства метода, которые несомненно есть, современная наука не имеет данных, которые бы подтверждали эффективность метода Монтессори по сравнению с другими.
Почему система Монтессори так популярна в РФ?
Ответов множество. Она иностранная, фамилия психиатра звучит красиво и на первый взгляд может показаться, что под ней прячется что-то таинственное. Но стоит только разобраться в сути, и к методу обучения появляется много вопросов, которые озвучил ещё С.И. Гессен в 20-х годах прошлого века.
Руководству детского сада Классическое образование ближе позиция отечественных педагогов, чем зарубежных психологов. Именно поэтому в нашем детском саду воспитывают по-настоящему свободных личностей, которые в будущем становятся счастливыми и успешными людьми. Вековой опыт педагогики позволяет добиваться наилучших результатов, чем слепое следование методу, доказательства эффективности которого не убедительны.