В последние десятилетия в обиход плотно вошла фраза «образовательные услуги». Само её возникновение можно объяснить как минимум двумя ключевыми причинами.
Первая из них — это желание реформаторов-чиновников полностью изменить после 1991 года то, что было раньше. Сродни тому, как во время Великой Французской революции меняли календарные месяцы и многое другое. Вместо июля Термидор - и так далее.
Ну а вторая причина — это отсутствие чёткого понимания у тех, кто использует такое понятие в образовании, разницы между сферой образования и другими сферами (например, сфера бытового обслуживания населения), в которых термин «услуга» является естественной частью системы.
Если мы обратимся к текстам законодательных актов РФ, то обнаружим следующее
1) «услуга» – это действие, осуществляемое за вознаграждение в интересах заказчика и по его заданию. Действие всегда выполняется в интересах заказчика и имеет конечный результат, по которому стороны или третьи лица могут сделать выводы о качестве оказанной услуги;
2) «образование» — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Несмотря на то, что и услуга, и образование могут осуществляться за деньги, которые получает конкретный исполнитель, уже в самих определениях сокрыта принципиальная разница.
У каждого из нас вряд ли возникает сомнение в том, что услугой является, например, стрижка в парикмахерской, где клиент заказывает мастеру, как его подстричь. Парикмахерская получает деньги, клиент получает стрижку, работа выполняется за несколько часов, после чего клиент и мастер расстаются до следующего раза.
Можно привести еще много примеров услуг, и общим среди них будет то, что ни одна не обладает признаками общественного блага и исключает из себя пользу большую, чем польза, приносимая конкретному заказчику.
В чем принципиальное отличие услуги от образования?
С таким подходом можно зайти крайне далеко. Например, попробуйте оценивать с этой позиции институт семьи. По упрощённой схеме его тоже можно оценивать как бесконечный комплекс оказываемых друг другу встречных услуг за различные вознаграждения. Однако, если начинать строить отношения на этой базе, то получится совсем иное.
Предлагаю подумать над примерами
Точно также и с образованием. Сложно представить себе купца, пришедшего в начале 20-го века в дореволюционную гимназию, требующего поставить ребенку оценку потому, что он оплатил обучение. Представляете, какой бы был скандалИли, например, попробуйте представить себе отца юноши Спарты во времена Древней Греции, который бы сказал педагогу, что его сын должен не ходить бесшумно, не воровать пищу и не убивать илотов, а отдыхать с гетерами, а потом выпустится из школы наравне со всеми, потому что за обучение «уплочено». Пусть он даже будет топать, как медведь, и не сможет держать строй в фаланге, чтобы вместе с другими воинами сдержать персов на Фермопилах.
Смог бы царь Леонид совершить свой подвиг, если бы получал образование по подобному принципу, хотя у его родителей были все рычаги, чтобы воздействовать на преподавателей?
Представить подобное попросту невозможно. Образование во все века являлось общественно значимым благом, получение которого, несмотря на то, что бесплатным не было, не являлось также и услугой.
Безусловно, то, что считалось нормой в Древней Греции, не является нормой сегодня, но лучший пример – это пример понятный, когда ни у кого не может возникнуть вопроса в его толковании.
В нашей частной школе «Классическое образование» мы объясняем всем родителям, что у нас детям дают образование, а не оказывают «образовательную услугу»
И с теми родителями, которые считают, что раз они платят, то могут диктовать свои правила, нам не по пути. Наверняка есть школы, где подобный подход приветствуется, но только не у нас. Это принципиальная позиция.
Наша цель — обеспечить такие образовательные условия для каждого ребенка, которые позволят ему с помощью педагогов и родителей добиться максимального образовательного результата. Последнее станет тем фундаментом, на котором может строиться успех на более высоких уровнях образования и в дальнейшей работе, достигать любых высот в жизни.
Я уверен, что понятие «образовательная услуга» исчезнет из современного лексикона. Конечно же, в условиях практически бесконтрольного распространения всякого рода интернет-курсов и другого псевдо-образования, сделать это будет не просто.
Тем не менее, по-прежнему еще верю в лучшее. И на базе школы, которой я руковожу, пытаюсь в меру своих сил показывать разницу между образованием и услугой на примере успехов наших учеников. По тому, какими они выходят из нашей школы и насколько легко им будет достигать всего, что им необходимо для дальнейшего развития, можно судить о преимуществах нашего подхода.
Автор: Владимир Анатольевич Двойнишников, директор частной школы "Классическое образование"
Рецензент: Виктор Эдуардович Пахальян, кандидат психологических наук, профессор. Научный редактор журнала «Психологическая наука и образование». Ведущий специалист Московской службы психологической помощи населению.